Валентина РОДИНА На районный слёт краеведов, проходивший среди учащихся школ Городецкого района, организованный центром внешкольной работы «Радуга», участники представили домашнее задание — творческий конкурс «Городец — музейная столица», где отразили своё видение нашего города, как одного из культурно-исторических центров, представляющих интерес для туристов. Некоторые работы школьников очень интересные, отличаются свежей идеей и неординарностью.
Музей истории и культуры старообрядчества Члены кружка «Историки-краеведы» Воронинской школы (руководитель А.Г.Сорокина) предлагают в музейном квартале создать музей истории и культуры старообрядчества и обосновывают это следующими доводами. Вериги — цепи и обручи 'для смирения плоти'. Верующие носили их на теле для добровольного наказания за грехи. Попали в Городецкий музей в 1920-е годы как предметы старообрядческого быта Во-первых, история старообрядчества второй половины XVII- начала XVIII веков тесно связана с нашим краем. Сторонники старой веры селились в лесных районах по рекам Узола и Керженец, создавая свои монастыри и скиты. Переселенцы несли древние книги и иконы, традиции народной культуры. Во-вторых, в XIX веке село Городец стало негласной столицей старообрядчества. Это доказывает и сложившаяся тогда среди староверов поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец. А на чём Городец, на том Керженец» («Рогожа» – Рогожское кладбище в Москве, центр старообрядцев, приемлющих священство). В-третьих, в фондах Городецкого краеведческого музея много предметов, связанных с жизнью купцов-староверов, которые могли бы стать основой музея истории и культуры старообрядчества. В-четвертых, история городецкого старообрядчества интересует исследователей и звучала на научно-практической конференции «Городец на карте России: история, культура, язык» (апрель 2002 года). Кстати, в городе Семёнове уже в июне 2008 года будет создан музей старообрядчества. Наш музей мог бы открыть ещё одну страничку истории раскола — истории трагической начала XVII-XVIII в.в., созидательной деятельности городецких купцов-староверов XIX века и репрессий советского времени на территории Городецкого края. Этот музей будет интересен не только любителям старины нашей страны, но и иностранцам, т.к. общины старообрядцев, эмигрировавшие в XVIII-XX вв. из России, до сих пор существуют в Румынии, США, Канаде, Австралии, Аргентине, Бразилии и некоторых других странах. Краеведы предлагают экспозиции будущего музея расположить в доме купца И.К.Сотина. Сейчас в этом доме №8 на улице Ленина находится детская поликлиника.
Музей народных промыслов Такой музей очень необходим Городцу — считают учащиеся Первомайской школы (руководитель И.А.Чистова). Солонка-утица. Городецкая роспись. Художница Н.С.Приваловская. 1998 год. Частное собрание Наш район как никакой другой удивляет многообразием народных промыслов: резьба по дереву, инкрустация морёным дубом, городецкая роспись, золотное шитьё, лозоплетение, гончарное искусство, ткачество, ковка по металлу, рукописные книги и многое другое. Чтобы глубже понять, осмыслить и увидеть это художественное наследие, необходим музей народных промыслов, — так пишут в своём проекте школьники и прилагают описание расположения залов и стендов будущего музея, который может находиться в одном из старинных домов, украшенных глухой резьбой. А символом музея может служить резная игрушка мастера А.Я.Колова, изображающая старика со старухой на фоне резного домика, но с дополнениями: на бабушкином фартуке показать золотное шитьё, а на кувшине, который она держит в руках, городецкую роспись. В руках у деда должна быть пряничная доска. Таким образом, в предлагаемом символе будут отражены народные промыслы Городецкого края.
Уголок деревянной скульптуры «Лесная сказка» необходим нашему городу – решили члены кружка «Славяноведение» при ЦДЮТиЭ и школе №5 (руководитель О.Ф.Ямщикова) и предложили проект его создания. Шкатулка «Пряха». Дерево; резьба. Мастер А.Я.Колов. Высота 20 см. 1997 год. Собрание Городецкого краеведческого музея Обоснование: деревянная экспозиция позволит городчанам погрузиться в мир народного искусства, ожившей природы, увидеть в каждом дереве, пеньке, замысловатом сучке живое существо. И, возможно, самому попробовать освободить корягу, бревно, полено от лишнего и позволить образу ожить. Уголок деревянной скульптуры разместить в городском парке, рядом с детской площадкой, т.к. это место постоянного отдыха и взрослых, и детей, который принесёт в него сказку, разовьёт фантазию.
Улица Мастеров Композиционный памятник под таким названием хотели бы видеть в нашем городе краеведы из школы №7 (руководитель Л.А.Епифанова). И они разработали свой проект, основной идеей которого является увековечение творчества людей, давших жизнь промыслам Городца. От мастериц-старообрядок берёт свои истоки городецкая ручная вышивка гладью с приёмами золотного шитья. Не случайно был поручен мастерицам Городца заказ в годы Великой Отечественной войны вышить золотом гвардейские знамёна, а великолепный гипюрный занавес был подарен гостю Москвы Джавахарлалу Неру (премьеру Индии) в его первый визит в СССР. Платок «Лето». Шерсть; золотное шитьё. Городецкая строчевышивальная фабрика. Экспозиция Городецкого краеведческого музея Но самым древним промыслом является гончарное производство. В землянке на улице Овражной найден каменный очаг с черепками глиняной посуды. В проекте краеведов воплощена идея гончарного ремесла. Старинная пословица говорит: «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера добрго». Ещё недавно в конце Кировского съезда, рядом с пищекомбинатом стояла старинная кузница, в которой изготовляли ухваты, ножи, дверные петли. Почему не увековечен этот древнейший труд? А свистулька, являющаяся предметом пристального внимания историков-краеведов. Там, где речка Узола приветливо и весело петляет между кустарниками, в соседстве с Хохломой стоят старинные деревни Жбанниково и Прокурино. Их жители всегда желанные гости на улице Мастеров. Каких только они не произвели свистулек своими добрыми умелыми руками. Ещё один из видов народного творчества, возникший в глубокой древности и до сей поры сохранившийся в Городце — ткачество. Дорожки (половики), сотканные городецкими мастерицами, стоят недорого, но украсят любой дом: самобытно и тепло. «Весь в крестах, а почёту нет?» — говорится в народной пословице о лаптях. Умельцы сохранили народное ремесло до наших дней. Хоть не от хорошей жизни, но вся Нижегородчина носила лапти, а Городецкий уезд славился тогда на всю округу. Зубово, Ульянково, Косолапово — вот где был лапотный бум. Везли на нижегородскую ярмарку русские лапти, где их разбирали нарасхват иностранцы на сувениры. Почему же история не увековечит лапти? Прекрасное ремесло — плетение корзин — не только занятие для души в Городце, но и в жизни выручает умельцев. В осенние, зимние вечера плели они корзины, используя тальник да богатую фантазию. Почему же ремесло, давшее жизнь городу, не запечатлеть в «Музейной столице». По мнению школьников, композиция должна быть размещена на Большом Кировском съезде — исторической части города (в бывшем посаде). Стена имеет выгодное географическое положение, поднимаясь по холму к центру города. Если статуи разместить в этом месте, то композиция может стать визитной карточкой Городца для туристов. Композиция должна состоять из трёх фигур: «Гончар за работой», «Резчик по дереву» и «Творящая красоту» (художник). Эти фигуры можно отлить из чугуна. Другие виды городских ремёсел могут быть представлены на этой стене в виде различных панно (лозоплетение, золотное шитьё, ткачество, кузнечное дело). В этом случае будет очень удобно проводить экскурсии по тематике «Городец мастеровой».
Музей И.Г.Блинова Страница из рукописной книги. Художник И.Г.Блинов предлагают создать ребята из краеведческого объединения школы №18 (руководитель Н.А.Соколова). Иван Гаврилович Блинов — один из талантливых самородков Городецкого края, каллиграф и изограф, жил и работал в конце XIX- начале XX века. О творчестве каллиграфов и изографов известно очень мало. О рукописной книге, как явлении русской культуры, предпочитали не писать. Может быть, потому, что это противоречило официальной теории о безграмотности русских крестьян, их забитости и необразованности, о «лапотной» Руси. Хотя рукописная книга — это интереснейшее явление русской народной культуры, показывающее, как бережно относился народ к своему прошлому, родной истории, как берёг и сохранял образцы древнерусской литературы. Сохранился дом, в котором жил и творил И.Г.Блинов. Его можно использовать как музей, воссоздав рабочую обстановку мастера, разместив его вещи и другие материалы, странички из его книг. В течение 5 лет (1920-1925 г.г.) И.Г.Блинов работал директором Городецкого краеведческого музея. Поэтому вполне реально, если на родине художника (около здания музея) появится его памятник.
|