МБУК
«Городецкий историко-художественный музейный комплекс»
Категории раздела
I областной фестиваль
II областной фестиваль
III областной фестиваль
IV областной фестиваль
V областной фестиваль

Главная » Статьи » ФЕСТИВАЛЬ » V областной фестиваль

Городец — музейная столица
Валентина РОДИНА

На районный слёт краеведов, проходивший среди учащихся школ Городецкого района, организованный центром внешкольной работы «Радуга», участники представили домашнее задание — творческий конкурс «Городец — музейная столица», где отразили своё видение нашего города, как одного из культурно-исторических центров, представляющих интерес для туристов. Некоторые работы школьников очень интересные, отличаются свежей идеей и неординарностью.




Музей истории и культуры старообрядчества

Члены кружка «Историки-краеведы» Воронинской школы (руководитель А.Г.Сорокина) предлагают в музейном квартале создать музей истории и культуры старообрядчества и обосновывают это следующими доводами.


Вериги — цепи и обручи 'для смирения плоти'. Верующие носили их на теле для добровольного наказания за грехи. Попали в Городецкий музей в 1920-е годы как предметы старообрядческого быта

Во-первых, история ста­ро­обряд­чес­тва вто­рой по­ло­ви­ны XVII- на­ча­ла XVIII ве­ков тес­но свя­за­на с на­шим кра­ем. Сто­рон­ни­ки ста­рой ве­ры се­лились в лес­ных райо­нах по ре­кам Узо­ла и Кер­же­нец, со­зда­вая свои мо­нас­ты­ри и ски­ты. Пе­ре­се­лен­цы нес­ли древ­ние кни­ги и ико­ны, тра­ди­ции на­род­ной куль­ту­ры.

Во-вторых, в XIX веке се­ло Го­ро­дец ста­ло неглас­ной сто­ли­цей ста­рообряд­чес­тва. Это до­ка­зы­ва­ет и сло­жив­шая­ся тог­да сре­ди ста­ро­ве­ров по­го­вор­ка: «Что по­ло­жат на Ро­го­же, на том сто­ит Го­ро­дец. А на чём Го­ро­дец, на том Кер­же­нец» («Ро­го­жа» – Ро­гож­ское клад­би­ще в Мос­кве, центр старо­обряд­цев, прием­лющих священ­ство).

В-третьих, в фондах Городецкого краеведческого музея много предметов, связанных с жизнью купцов-староверов, которые могли бы стать основой музея истории и культуры старообрядчества.

В-четвертых, история городецкого старообрядчества интересует исследователей и звучала на научно-практической конференции «Городец на карте России: история, культура, язык» (апрель 2002 года).

Кстати, в городе Семёнове уже в июне 2008 года будет создан музей старообрядчества.

Наш музей мог бы открыть ещё одну страничку истории раскола — истории трагической начала XVII-XVIII в.в., созидательной деятельности городецких купцов-староверов XIX века и репрессий советского времени на территории Городецкого края.

Этот музей будет интересен не только любителям старины нашей страны, но и иностранцам, т.к. общины старообрядцев, эмигрировавшие в XVIII-XX вв. из России, до сих пор существуют в Румынии, США, Канаде, Австралии, Аргентине, Бразилии и некоторых других странах.

Краеведы предлагают экспозиции будущего музея расположить в доме купца И.К.Сотина. Сейчас в этом доме №8 на улице Ленина находится детская поликлиника.




Музей народных промыслов

Такой музей очень необходим Городцу — считают учащиеся Первомайской школы (руководитель И.А.Чистова).


Солонка-утица. Городецкая роспись. Художница Н.С.Приваловская. 1998 год. Частное собрание

Наш рай­он как ни­ка­кой дру­гой удив­ля­ет мно­го­обра­зи­ем на­род­ных про­мыс­лов: резь­ба по де­ре­ву, ин­крус­та­ция морё­ным ду­бом, го­ро­дец­кая роспись, зо­лот­ное шитьё, ло­зо­пле­те­ние, гон­чар­ное искус­ство, тка­чес­тво, ков­ка по метал­лу, рукописные книги и многое другое. Чтобы глубже понять, осмыслить и увидеть это художествен­ное насле­дие, необхо­дим му­зей на­род­ных про­мыс­лов, — так пи­шут в своём проек­те школьни­ки и при­ла­га­ют описа­ние рас­по­ло­же­ния за­лов и стен­дов бу­ду­щего му­зея, ко­то­рый мо­жет на­ходить­ся в од­ном из старин­ных до­мов, укра­шен­ных глу­хой резьбой. А сим­во­лом му­зея мо­жет служить рез­ная игру­шка мастера А.Я.Ко­ло­ва, изображающая ста­ри­ка со ста­ру­хой на фо­не рез­но­го до­ми­ка, но с до­пол­не­ния­ми: на бабуш­ки­ном фар­ту­ке по­казать золот­ное шитьё, а на кувшине, который она держит в руках, городецкую роспись. В руках у деда должна быть пряничная доска.

Таким образом, в предлагаемом символе будут отражены народные промыслы Городецкого края.




Уголок деревянной скульптуры «Лесная сказка»

необходим нашему городу – решили члены кружка «Славяноведение» при ЦДЮТиЭ и школе №5 (руководитель О.Ф.Ямщикова) и предложили проект его создания.


Шкатулка «Пряха». Дерево; резьба. Мастер А.Я.Колов. Высота 20 см. 1997 год. Собрание Городецкого краеведческого музея

Обоснование: де­ре­вян­ная экс­по­зи­ция по­зво­лит го­род­ча­нам по­гру­зиться в мир на­род­но­го ис­кус­ства, ожив­шей при­ро­ды, увидеть в каж­дом де­ре­ве, пеньке, за­мысло­ва­том суч­ке жи­вое су­щес­тво. И, воз­мож­но, са­мо­му по­про­бовать осво­бодить ко­ря­гу, брев­но, по­ле­но от лиш­не­го и по­зволить обра­зу ожить.

Уголок де­ре­вян­ной скуль­пту­ры раз­мес­тить в го­род­ском пар­ке, ря­дом с дет­ской пло­щад­кой, т.к. это мес­то по­стоян­но­го отды­ха и взрос­лых, и де­тей, ко­то­рый при­не­сёт в не­го сказ­ку, ра­зовьёт фан­та­зию.




Улица Мастеров

Композиционный памятник под таким названием хотели бы видеть в нашем городе краеведы из школы №7 (руководитель Л.А.Епифанова). И они разработали свой проект, основной идеей которого является увековечение творчества людей, давших жизнь промыслам Городца.

От мастериц-старообрядок берёт свои ис­то­ки го­ро­дец­кая руч­ная вы­шив­ка гладью с приё­ма­ми зо­лот­но­го шитья. Не случай­но был по­руч­ен мас­те­ри­цам Го­ро­дца за­каз в го­ды Ве­ли­кой Оте­чес­твен­ной вой­ны вышить зо­ло­том гвар­дей­ские зна­мёна, а ве­ли­ко­леп­ный ги­пюр­ный за­на­вес был по­да­рен гос­тю Мос­квы Джава­харлалу Не­ру (премьеру Ин­дии) в его пер­вый ви­зит в СССР.


Платок «Лето». Шерсть; золотное шитьё. Городецкая строчевышивальная фабрика. Экспозиция Городецкого краеведческого музея

Но самым древним промыслом яв­ля­ет­ся гон­чар­ное про­извод­ство. В зем­лян­ке на ули­це Овраж­ной най­ден ка­мен­ный очаг с че­реп­ка­ми гли­ня­ной по­су­ды. В про­ек­те крае­ве­дов во­пло­ще­на идея гон­чар­но­го ре­мес­ла. Ста­рин­ная по­сло­ви­ца го­во­рит: «Не то до­ро­го, что крас­но зо­ло­то, а то до­ро­го, что мас­те­ра доб­р­го». Ещё недав­но в кон­це Ки­ров­ско­го съезда, ря­дом с пи­ще­ком­би­на­том стоя­ла ста­рин­ная куз­ни­ца, в ко­то­рой изго­тов­ля­ли ухва­ты, но­жи, двер­ные пет­ли. По­че­му не уве­ко­ве­чен этот древ­ней­ший труд?

А свистуль­ка, являющая­ся пред­ме­том прис­таль­но­го вни­ма­ния исто­риков-крае­ве­дов. Там, где реч­ка Узо­ла при­вет­ли­во и ве­се­ло пет­ля­ет меж­ду кус­тар­ни­ка­ми, в со­сед­стве с Хох­ло­мой сто­ят ста­рин­ные де­рев­ни Жбан­ни­ко­во и Про­ку­ри­но. Их жи­те­ли всег­да же­лан­ные гос­ти на ули­це Мас­те­ров. Ка­ких только они не произве­ли свис­ту­лек свои­ми доб­ры­ми уме­лы­ми ру­ка­ми.

Ещё один из видов народного творчества, возникший в глубокой древности и до сей поры сохранившийся в Городце — ткачество. Дорожки (половики), сотканные городецкими мастерицами, стоят недорого, но украсят любой дом: самобытно и тепло.

«Весь в крестах, а почёту нет?» — говорится в народной пословице о лаптях. Умельцы сохранили народное ремесло до наших дней. Хоть не от хорошей жизни, но вся Нижегородчина носила лапти, а Городецкий уезд славился тогда на всю округу. Зубово, Ульянково, Косолапово — вот где был лапотный бум. Везли на нижегородскую ярмарку русские лапти, где их разбирали нарасхват иностранцы на сувениры. Почему же история не увековечит лапти?

Прекрасное ремесло — плетение корзин — не только занятие для души в Городце, но и в жизни выручает умельцев. В осенние, зимние вечера плели они корзины, используя тальник да богатую фантазию. Почему же ремесло, давшее жизнь городу, не запечатлеть в «Музейной столице».

По мнению школьников, композиция должна быть размещена на Большом Кировском съезде — исторической части города (в бывшем посаде). Стена имеет выгодное географическое положение, поднимаясь по холму к центру города. Если статуи разместить в этом месте, то композиция может стать визитной карточкой Городца для туристов.

Композиция должна состоять из трёх фигур: «Гончар за работой», «Резчик по дереву» и «Творящая красоту» (художник). Эти фигуры можно отлить из чугуна.

Другие виды городских ремёсел могут быть представлены на этой стене в виде различных панно (лозоплетение, золотное шитьё, ткачество, кузнечное дело). В этом случае будет очень удобно проводить экскурсии по тематике «Городец мастеровой».




Музей И.Г.Блинова


Страница из рукописной книги. Художник И.Г.Блинов

предлага­ют создать ре­бя­та из крае­вед­чес­ко­го объе­ди­не­ния шко­лы №18 (ру­ко­во­дитель Н.А.Со­ко­ло­ва). Ив­ан Гав­ри­ло­вич Бли­нов — один из та­лант­ли­вых са­мо­род­ков Го­ро­дец­ко­го края, калли­граф и изо­граф, жил и ра­бо­тал в кон­це XIX- на­ча­ле XX ве­ка.

О твор­чес­тве кал­ли­гра­фов и изо­гра­фов из­вест­но очень ма­ло. О ру­ко­пис­ной кни­ге, как явле­нии рус­ской культу­ры, пред­по­чи­та­ли не писать. Мо­жет быть, по­то­му, что это про­ти­во­ре­чи­ло офи­ци­альной тео­рии о без­гра­мот­нос­ти рус­ских крестьян, их за­би­тос­ти и необра­зо­ван­нос­ти, о «ла­пот­ной» Ру­си. Хо­тя ру­ко­пис­ная кни­га — это ин­те­рес­ней­шее яв­ле­ние рус­ской на­ро­дной культу­ры, по­ка­зы­ваю­щее, как бе­ре­жно отно­сил­ся на­род к свое­му прош­ло­му, род­ной исто­рии, как бе­рёг и со­хра­нял образ­цы древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры.

Сохранился дом, в котором жил и творил И.Г.Блинов. Его можно использовать как музей, воссоздав рабочую обстановку мастера, разместив его вещи и другие материалы, странички из его книг.

В течение 5 лет (1920-1925 г.г.) И.Г.Блинов работал директором Городецкого краеведческого музея. Поэтому вполне реально, если на родине художника (около здания музея) появится его памятник.

Категория: V областной фестиваль | Добавил: gorod-musei (16.10.2007)
Просмотров: 2129
Друзья сайта
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкий вестник
  • У Кольцова колодца
  • Городецкий пряник
  • Стариков Борис


  • Город-музей © 2006–2024